Пример: тарифы на услуги ЖКХ
Утвержден распоряжением Контрольно-счетной
палаты Палласовского муниципального района
от 10 февраля 2016г. №4
СТАНДАРТ
внешнего муниципального финансового контроля
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
г. Палласовка 2016
Содержание
муниципальной программы ……………………………….…………….......... 5
1. Общие положения.
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 года № 21К (854)), Положением о Контрольно-счетной палате Палласовского муниципального района, утвержденного решением Палласовской районной Думы от 07 октября 2011 года №10/1.
1.2.При подготовке настоящего Стандарта был использован Стандарт СФК «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ», утвержденный решением Президиума МКСО, протокол заседания Президиума Союза МКСО от 19.05.2013 № 2(33).
1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения Контрольно-счетной палатой Палласовского муниципального района (далее – КСП Палласовского муниципального района) финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ, а также проектов изменений действующих муниципальных программ (далее – муниципальных программ) в пределах полномочий КСП Палласовского муниципального района.
1.4. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами КСП Палласовского муниципального района и привлеченными экспертами, участвующими в проведении финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
1.5. Основные термины и понятия:
финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование на предварительном этапе контроля с целью оценить проект нормативного правового акта с точки зрения обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов;
целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные программой, для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.
1.6. Финансово-экономическая экспертиза (далее – экспертиза) проектов муниципальных программ осуществляется КСП Палласовского муниципального района на основании п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения о Контрольно-счетной палате Палласовского муниципального района, утвержденного решением Палласовской районной Думы от 07 октября 2011 года №10/1.
1.7. Экспертизы проектов муниципальных программ являются экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в рамках предварительного контроля правовых актов.
1.8. Экспертиза проектов муниципальных программ или изменений муниципальных программ КСП Палласовского муниципального района проводится в случае направления субъектом правотворческой инициативы (органами местного самоуправления) проектов муниципальных программ (или изменений к ним) для проведения финансово-экономической экспертизы.
1.9. Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению/изменению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия нового/изменения действующего расходного обязательства для бюджета Палласовского муниципального района.
1.10. Экспертиза проекта муниципальной программы включает оценку его соответствия Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, Палласовского муниципального района в соответствующей сфере.
1.11. Заключение КСП Палласовского муниципального района по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок проекта муниципальной программы.
1.12. Основными задачами экспертизы проекта муниципальной программы является оценка:
- соответствия положений проекта муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
- полноты анализа предметной ситуации и ее факторов;
- корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
- целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;
- обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.
1.13. Финансово-экономической экспертизе подлежат проекты муниципальных программ или проекты внесения изменений в программы. В случае повторного направления в КСП Палласовского муниципального района проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) после устранения замечаний и рассмотрения предложений КСП Палласовского муниципального района, проводится повторная финансово-экономическая экспертиза.
1.14. Дополнительная финансово-экономическая экспертиза может проводиться в случае недостаточности информации и документов для подготовки заключения при условии направления в КСП Палласовского муниципального района дополнительной информации и документов вместе с проектом муниципальной программы (проектом изменений в муниципальную программу).
Также дополнительная финансово-экономическая экспертиза может проводиться при единичных изменениях параметров программы, не связанных с целями, задачами, сводными мероприятиями (например, корректировка объема финансирования отдельных мероприятий) при наличии заключения по итогам финансово-экономической экспертизы ранее рассмотренного варианта проекта.
2. Требования к проведению экспертизы проекта
муниципальной программы
2.1. Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется должностным лицом КСП Палласовского муниципального района, ответственным за ее проведение, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).
2.2. При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств Палласовского муниципального района.
2.3. В ходе проведения экспертизы проектов муниципальных программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- соответствие целей программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям программы;
- соответствие целей, задач программы Программе комплексного социально-экономического развития Палласовского муниципального района;
- четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;
- наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;
- взаимосвязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, отсутствие дублирования мероприятий других действующих/принимаемых программ;
- соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;
- наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;
- обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;
- обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям;
- обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств иных источников для реализации муниципальной программы;
- четкая формулировка, простота понимания индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие достоверного источника информации или методики расчета индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;
- наличие ответственных исполнителей (координаторов) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;
- механизм управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий.
2.4. Экспертиза проектов об изменении муниципальных программ осуществляется в порядке, определенном для экспертизы проекта муниципальной программы с освещением вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений муниципальной программы, соответствия их показателям бюджета муниципального образования, а также:
- корректности предлагаемых изменений;
- логичности предлагаемых изменений (отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);
- целесообразности предлагаемых изменений;
- устранения или сохранения нарушений и недостатков программы, отмеченных КСО ранее по результатам экспертизы проекта программы.
2.5. Срок проведения экспертизы проекта муниципальной программы составляет исходя из п.2.1. Стандарта.
3. Требования к оформлению результатов экспертизы
3.1. По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (далее – заключение) составляется заключение КСП Палласовского муниципального района.
3.2. Заключение состоит из вводной и содержательной частей.
3.3. Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципальной программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, описываются исследуемые расходные обязательства.
3.4. В содержательной части заключения исследуется вопросы, указанные в п.2.4. Стандарта.
Обязательно в содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам, при рассмотрении проекта вновь принимаемой программы, о сумме изменения объемов финансирования при рассмотрении проекта корректировки программы.
3.5. В случае необходимости проведения повторной или дополнительной финансово-экономической экспертизы, во вводной части указывается причина их проведения (устранение замечаний, предоставление дополнительных документов, изменение первоначального проекта муниципальной программы, в т.ч. объемов финансирования). В содержательной части по итогам повторной экспертизы необходимо описать устраненные по рекомендации КСП Палласовского муниципального района нарушения и недостатки.
3.6. При обнаружении в ходе проведения экспертизы рисков коррупциогенных факторов в заключении КСП Палласовского муниципального района по итогам экспертизы должна быть отражена соответствующая информация. Коррупциогенные факторы определяются в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
3.7. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативно-правовых актов муниципального образования.
3.8. В заключении по итогам финансово-экономической экспертизы КСП Палласовского муниципального района не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, изложенных в заключении, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
3.9. Заключение КСП Палласовского муниципального района по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) подписывается Председателем КСП Палласовского муниципального района. Заключение направляется с сопроводительным письмом субъекту правотворческой инициативы, от которого проект был получен для проведения финансово-экономической экспертизы.
3.10. Информационное письмо со сведениями о результатах проведенной финансово-экономической экспертизы может быть направлено Главе Палласовского муниципального района, Главе администрации Палласовского муниципального района, Председателю Палласовской районной Думы по инициативе Председателя КСП Палласовского муниципального района или по запросу указанных лиц.