Пример: тарифы на услуги ЖКХ
В конце года депутаты районной Думы приняли самый главный документ — бюджет на 2017 и на плановые 2018 и 2019 годы. По традиции за разъяснением ряда показателей, основных цифр мы обратились к первому заместителю главы районной администрации Светлане Гамидовой:
— Изучая проект бюджета Палласовского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, отметила для себя, что налог на доходы физических лиц с каждым годом ожидается получать в большем объёме по сравнению с предыдущим, с чем это связано? С планируемым ростом заработной платы или с появлением дополнительных рабочих мест в наше-то время повсеместной оптимизации?
— Планируемые поступления налога на доходы физических лиц в бюджете Палласовского муниципального района на 2017 год предусмотрены выше плановых значений 2016 года на 4,9 %. Рост на 2018-2019 годы составит соответственно 1,3 % и 1,2 % к 2017 году. Планирование осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития района, в котором учитываются и рост фонда оплаты труда, и численность трудовых ресурсов, и изменение минимального размера оплаты труда, и исполнение майских указов Президента, и ряд других показателей. Вместе с тем, есть риски недопоступлений НДФЛ в консолидированный бюджет района в связи с окончанием поступлений средств от уплаты налога на доходы физических лиц от ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Волгоградской области» из-за изменений организационного и налогового учёта. Прогнозируемые потери составят 27 миллионов рублей, это почти 12 % от поступлений НДФЛ в бюджет района.
— За счёт каких основных налогов будет пополняться районный бюджет и планируется ли увеличение их поступлений?
— Наиболее значимым источником налоговых поступлений является налог на доходы физических лиц — 89,5% всех налоговых доходов. Сумма поступлений на 2017 год составляет 210 млн. рублей, что выше на 4,9% по сравнению с 2016 годом. Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности в структуре налоговых доходов занимает 5,9 % и составляет 12,4 миллиона ублей. Поступления в 2017 году запланированы с незначительным ростом на 3,2 % относительно исполнения 2016 года. Вместе с тем наблюдается тенденция ежегодного снижения поступлений данного налога относительно уровня 2014 года (15,1 миллионарублей) в связи с сокращением количества налогоплательщиков; с переходом ряда предпринимателей, имеющих большие торговые площади, на упрощённую систему налогообложения; с отказом от услуг наёмных работников в связи с низкой покупательской способностью граждан и т.д. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, на моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин составляют 7,4 миллиона рублей или 3,2 % в общей сумме собственных налоговых поступлений. Единый сельхозналог запланирован в сумме 620 тысяч рублей или 0,3 % в общей сумме собственных налоговых доходов. Прогнозное плановое повышение на 2017 год составило 9 % с учётом индекса потребительских цен.
— Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, ожидаются в меньшем объёме из-за расторжения договоров аренды. Почему расторгаются договоры?
— По доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также в виде средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, в 2017 году планируется снижение примерно на 25% относительно 2016 года. Связано это с расторжением договоров аренды: в связи с выкупом участка; прекращением деятельности как юридических, так и физических лиц; расторжением договоров аренды с видом разрешёного использования «строительство индивидуальных жилых домов» в связи с окончанием строительства и выкупом земельных участков и по ряду других причин. В 2016 году расторгнуто 24 договора аренды (в том числе в связи с выкупом земельных участков), заключено 38 договоров аренды площадью 11980 га с годовым размером арендной платы 1 миллион 391 тысяча рублей.
— А меняется ли со временем в сторону увеличения размер арендной платы и за земельные участки, и за объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности?
— Полномочия по установлению размеров взимаемой арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными участками принадлежат органам местного самоуправления. Индексация указанных договоров производится ежегодно в соответствии с федеральными и муниципальными правовыми актами. Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, ежегодно изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с Положением о предоставлении в аренду объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Палласовского муниципального района, арендная плата увеличивается не чаще одного раза в год пропорционально росту индекса потребительских цен. Годовой размер арендной платы за земельные участки сельхозназначения проиндексирован на уровень инфляции — 1,04. По договорам аренды земельных участков из категории «земли населённых пунктов» размер арендной платы увеличился в среднем на 1,05.
— Ожидается ли в 2017 году выкуп земельных участков или объектов недвижимости арендаторами?
— В 2017 году предполагается выкуп 102 земельных участков общей площадью 91231 кв.м с основным видом разрешённого использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, средняя стоимость одного участка 2,39 рублей. Продажа земельных участков собственникам объектов коммерческого назначения на 2017 год не запланирована в связи с отсутствием таких претендентов. В составе бюджета программой приватизации предусмотрено шесть объектов недвижимого имущества, подлежащих приватизации в 2017 году. Планируемые поступления составят 4 миллиона 733 тысячи рублей.
— Были ли в 2016 году зафиксированы случаи незаконного или нецелевого использования бюджетных средств?
— Нет, в прошлом году такие случаи не были выявлены.
— Какая поддержка ожидается из федерального и областного бюджетов и на какие цели она будет направлена?
— Безвозмездные поступления на 2017 год запланированы в объёме 312 миллионов 200 тысяч рублей. В том числе: субсидии на сумму 60 миллионов 500 тысяч рублей, из них 1 миллион 400 тысяч будут направлены на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных организаций в сумме 1,4 млн. рублей, 58 миллионов 900 тысяч рублей — на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (строительство Краснооктябрьской школы), 200 тысяч рублей — на решение вопросов в сфере дополнительного образования (финансовой грамотности детей). Поступление субвенций планируется в сумме 251,7 млн. рублей. Из них пять миллионов 800 тысяч рублей будут направлены на организацию питания детей из малоимущих семей и детей, находящихся на учёте у фтизиатра, обучающихся в общеобразовательных организациях, 4 миллиона 100 тысяч рублей — на соцподдержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 168 миллионов 500 тысяч рублей — на финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций в части расходов на реализацию общеобразовательных программ; 39 миллионов 300 тысяч рублей — на финансовое обеспечение деятельности дошкольных образовательных организаций, один миллион 600 тысяч — на регистрацию актов гражданского состояния, и ряд других расходных обязательств.
— Можно сказать, что бюджет Палласовского района, так же как и федеральный, социально ориентированный?
— Как и в прошлые годы, бюджет сбалансирован и сохраняет социальную направленность. Структура расходов районного бюджета складывается с учётом финансового обеспечения исполнения расходных обязательств, возложенных на муниципальные районы Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также размером средств, передаваемых бюджету района из вышестоящих бюджетов на исполнение органами МСУ переданных государственных полномочий. В структуре расходов наибольшее значение занимают расходы на образование – 73,1%, на культуру — 6%, на социальную политику — 5%, на физкультуру и спорт — 0,3%. Общий объём расходов составит 623 миллиона рублей. Дефицит бюджета прогнозируется в объёме 1 миллиона 600 тысяч рублей. Все девятнадцать муниципальных программ нашли своё отражение в бюджете на 2017 год. В эти программы включены развитие и образования, и спорта, и культуры.
— Как решается вопрос с повышением заработной платы бюджетникам, согласно майским Указам Президента РФ?
— Заработная плата педагогических работников общеобразовательных и дошкольных муниципальных учреждений финансируется из областного бюджета. За прошедший год средняя заработная плата педагогических работников школ составила 24504 рублей или 99% от установленного целевого показателя, по детским дошкольным учреждениям средняя заработная плата педработников составила 22219 рублей или 100,8% от установленного целевого показателя. Заработная плата педагогических работников образовательных муниципальных учреждений дополнительного образования финансируется за счёт средств муниципального бюджета. Средняя заработная плата указанной категории работников составила 24542 рубля или 115,3% от установленного целевого показателя. Средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры района за прошедший год составила 17438 рублей или 113,7% от установленного целевого показателя.
— Этот год опять станет годом жёсткой экономии бюджетных средств? Кому придётся затянуть пояса? И каким главным распорядителям будут увеличены размеры ассигнований, а каким уменьшены?
— Мы привыкли уже работать в режиме жёсткой экономии, и в 2017 году будем продолжать работать в условиях жёстких бюджетных ограничений. В связи с тем, что сокращаются поступления собственных средств (от НДФЛ, как выше говорилось), мы не имеем возможности исполнить в полном объеме ряд расходных обязательств, в том числе на софинансирование поселений на благоустройство территории, организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры, на проведение мероприятий по работе с детьми и молодёжью и ряд других. В бюджете муниципального района на 2017 год предусмотрены средства на исполнение расходных полномочий со снижением относительно 2016 года следующим главным распорядителям бюджетных средств: администрации Палласовского муниципального района на 2,6 млн. рублей или 96,1% от уровня 2016 года в связи с закрытием двух ведомственных программ, в связи с окончанием строительства дороги в посёлка Новостройка, уменьшением суммы по возврату целевых средств в центр энергоэффективности. Комитету по культуре на 2,2 млн. рублей или 95,5% в связи с проведением оптимизационных штатных мероприятий. Комитету по управлению муниципальным имуществом на 0,8 млн. рублей или 96,6% относительно 2016 года. Год, конечно, будет трудным, поэтому все получатели бюджетных средств должны оптимизировать свои расходы и, исходя из реальных возможностей, исполнять свои задачи. Обеспечить за счёт доведённых объёмов ассигнований выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, питание, меры социальной поддержки, минимальные затраты необходимые для функционирования учреждений бюджетной сферы.
— И всё-таки в будущее нам смотреть с оптимизмом и надеждой?
— Конечно. Несмотря на все трудности, и очень «скромный» бюджет район живёт и развивается. Значительные перемены происходят в сфере строительства. В прошлом году завершено строительство детского сада в посёлке Новостройка на 140 мест, общей стоимостью 94,1 млн. рублей. Начато строительство школы на 340 учащихся в посёлке Красный Октябрь, которое будет продолжено в 2017 году. В сфере дорожного строительства в прошлом году было завершено строительство 4-го пускового комплекса в посёлке Новостройка (автомобильные дороги и тротуарные дорожки) стоимостью 51,4 млн. рублей. Также в прошлом году было завершено строительство двух автомобильных дорог-подъездов к селу Калашники и посёлку Заливной общей протяжённостью 8,7 км, на общую сумму 171,7 млн. рублей. В 2017 году запланировано строительство дороги «Новая Иванцовка- Старая Иванцовка» протяжённость 7,3 км со сметной стоимостью строительства 114 млн. рублей. Продолжаются работы по строительству квартала жилой застройки в посёлке Новостройке на 86 домов. В сфере благоустройства в прошлом году получили гранты — городское поселение г. Палласовка в сумме 10 млн. рублей и ТОС «Новостроевский» в сумме 2 млн. рублей. В 2017 году за счёт средств областного бюджета выделены субсидии муниципальным образованиям, администрации которых признаны победителями областного конкурса по благоустройству территорий, по 3 млн. за каждый проект, победивший на конкурсе. В нашем районе таких поселений – 3. В общем-то, всё это вселяет уверенность, что мы не один на один со своими проблемами, и выживаем не только за счёт своих скудных ресурсов, а используем различные федеральные и областные программы.
Евгения Захарова,
газета «Рассвет»