Палласовский район Волгоградской области
Палласовский муниципальный район Волгоградской области
Официальный сайт
Сегодня 30.10.2024 Время: 05:26

Палласовский муниципальный район Волгоградской области

СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА БЮДЖЕТА НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД

И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

 

 

Утвержден распоряжением КСП

от­­­­­­­­­­­­­ 10.10.2013г.   № 29

 

Содержание

 

 

1.    Общие положения                                                                                            

 

2.    Основы осуществления предварительного контроля проекта бюджета   

 

3.    Структура и основные положения заключения КСП по проекту

       бюджета на очередной финансовый год и на плановый период               

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Стандарт финансового контроля СФК (бюджет) «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период» (далее – Стандарт) подготовлен для организации исполнения ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Устава Палласовского муниципального района, Положения о бюджетном процессе в Палласовском муниципальном районе.

1.2. При подготовке настоящего Стандарта был использован Стандарт, утвержденный  решением Президиума Союза МКСО  (протокол от 25.09.12г. №4(30), п.6.2).

1.3. Стандарт предназначен для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты Палласовского муниципального района при организации предварительного контроля формирования проекта бюджета муниципального района на очередной финансовый год и плановый период, проведения экспертизы проекта и подготовки соответствующего заключения.

1.4. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

1.5. Задачи, решаемые Стандартом:

- определение основных принципов и этапов проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

- установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

- определение структуры, содержания и основных требований к заключению Контрольно-счетной палаты на проект решения представительного органа о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

1.6. Основные термины и понятия:

анализ – базовый метод  познания, состоящий в разложении целого на составные части, рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета;

бюджет муниципального района – совокупность доходов и расходов на определенный срок, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления;

бюджетная заявка – специальный документ в виде заявления, составляемого бюджетным учреждением, на очередной финансовый год на основе прогнозируемых объемов предоставления муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление;

Бюджетное послание Президента РФ – аналитический документ стратегического характера, раскрывающий основные направления финансовой политики государства;

бюджетные полномочия – права и обязанности участников бюджетного процесса;

муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг;

достоверность бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

заключение Контрольно-счетной палаты – документ, составляемый по итогам финансовой экспертизы проекта бюджета на очередной финансовый          год и на плановый период;

запрос Контрольно-счетной палаты – требование о предоставлении сведений, необходимых для осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета;

прогноз – программа прогностического характера, основу которой составляют обоснованные заключения о предстоящем развитии и исходе экономических процессов;

экспертиза проекта бюджета – специальное исследование проекта бюджета и прилагаемых к нему документов, направленное на определение его доходных и расходных статей, размеров внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета;

эффективность - один из принципов бюджетной системы, означающий, что при составлении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

2. Основы осуществления предварительного

контроля проекта бюджета

 

 

2.1. Предварительный контроль формирования проекта бюджета Палласовского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий, направленных на осуществление анализа обоснованности показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения Палласовской районной Думы о бюджете  Палласовского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.

2.2. Целью предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

2.3. Задачами предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

- определение соответствия действующему законодательству и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Палласовскую районную Думу;

- определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним;

- оценка эффективности проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики муниципалитета, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации, губернатора Волгоградской области, основным направлениям бюджетной и налоговой политики Палласовского муниципального района, иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;

- оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

2.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта бюджета являются проект решения Палласовской районной Думы о бюджете  Палласовского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Палласовскую районную Думу,  включая  прогноз социально-экономического развития муниципального района, муниципальные и ведомственные муниципальные  программы, муниципальные адресные инвестиционные программы, муниципальные задания, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта бюджета и показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района.

2.5. При осуществлении предварительного контроля формирования бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в Палласовскую районную Думу, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:

2.5.1. При оценке экономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района необходимо обратить внимание на соблюдение закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития  соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода, а также при прогнозировании доходов бюджета.

2.5.2. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации  контролируется  в результате определения полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; определения сбалансированности бюджета; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

2.5.3. Соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств анализируется при рассмотрении муниципальных и ведомственных  программ, муниципальных заданий.

2.5.4. При оценке и анализе доходов бюджета следует обратить внимание на следующее:

- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета;

- следует оценить наиболее вероятные объемы поступлений доходов по каждой подгруппе налоговых и неналоговых доходов при благоприятном и неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации в муниципальном районе;

- проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при прогнозировании объемов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов;

- проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования объемов поступления по статьям и подстатьям неналоговых доходов;

- проверить корректность вычислений, произведенных при прогнозировании неналоговых доходов;

- проверить непротиворечивость данных о прогнозируемых объемах поступлений по подгруппам, статьям и подстатьям неналоговых доходов.

2.5.5. При оценке и анализе расходов бюджета необходимо обратить внимание на:

- обеспечение закрепленного в Бюджетном кодексе принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;

- соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных Бюджетным кодексом, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;

- соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в части своевременности представления планового реестра расходных обязательств, полноты общей информации о расходных обязательствах, полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в плановом реестре расходных обязательств;

- обеспеченность финансирования расходных обязательств, закрепленных в плановом реестре расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств;

обоснование бюджетных ассигнований  в части сроков предоставления обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период; охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками) сумм ассигнований, доведенных органом, организующим исполнение бюджета, в качестве предельных объемов в ходе составления проекта бюджета на  очередной финансовый год и плановый период; устойчивости системы показателей непосредственных результатов;

- соблюдение требований по формированию муниципального задания, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд  в соответствии с Бюджетным кодексом в части наличия выписки из реестра расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения муниципального задания, определения потребителей муниципальных услуг (физические и (или) юридические лица), требований к объему и качеству муниципальных услуг, порядка оказания муниципальных услуг для физических и (или) юридических  лиц, порядка регулирования цен (тарифов) на платные услуги, порядка контроля за исполнением  муниципального задания, в том числе его досрочного прекращения, требований к отчетности об исполнении муниципального задания;

- анализ субсидий и расчетно-нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий по оказанию услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.

2.5.6. При оценке и анализе межбюджетных отношений обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджетов.

2.5.7. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга отразить соблюдение требований Бюджетного кодекса по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, по установлению размера дефицита местного бюджета и ограничения по источникам его финансирования, по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам муниципалитета.

2.6. Основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:

- сравнительный анализ соответствия проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, губернатора Волгоградской области, основным приоритетам муниципальной социально-экономической политики, целям и  задачам, определенным в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики муниципального района;

- сравнительный анализ соответствия принятых в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период расчетов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям;

- сравнительный анализ динамики показателей исполнения местного бюджета за три последние года, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2.7. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по основным вопросам состоят в следующем:

2.7.1. Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период должны осуществляться исходя из сопоставления фактических показателей социально-экономического развития района  за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.

При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей, прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности, индекс потребительских цен,  показатели, характеризующие изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на формирование  доходной базы  бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

2.7.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются с учетом информации по муниципальным программам, представленным главными распорядителями бюджетных средств в аналитическом виде, в результате которых следует дать оценку:

- планируемым целям и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования на основе анализа их соответствия приоритетам, целям и задачам, поставленным на очередной финансовый год и плановый период;     

- степени обоснованности целей и тактических задач, их соответствию приоритетам политики и функциям муниципалитета;

- сбалансированности целей и тактических задач, сопоставимости их масштаба характеру решаемых проблем, сбалансированности по объему расходных обязательств;

- обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов, в том числе в разрезе главных администраторов доходов местного бюджета;

- обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования на основе анализа целевых программ.

2.7.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:

- сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта бюджета, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов бюджета текущего года, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;

- анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменения законодательства на доходы бюджета;

-  анализ законодательства Волгоградской области о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов субъекта Российской Федерации об изменении законодательства субъекта о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменений законодательства на доходы бюджета;

- анализ нормативно правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета;

- факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;

- сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;

- оценку обоснованности расчетов иных доходов в части дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального района, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий.    

2.7.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

- сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования  на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;

- анализ действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального района и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств бюджета);

- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных адресных инвестиционных программ, муниципальных  и ведомственных  программ;

- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

2.7.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

- анализ изменений  налогового и бюджетного  законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах  прогноза бюджета, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;

- сравнение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.

2.7.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:

- сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;

- оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга исходя из графиков платежей;

- оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и структуры источников финансирования дефицита бюджета.

2.8. Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета осуществляется исходя из установленных нормативно-правовыми актами местного самоуправления этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие этапы работы:

 

 

1 этап

- анализ основных направлений бюджетной и налоговой политики

- анализ сценарных условий развития экономики на очередной финансовый год и на плановый период

- анализ исполнения программ приватизации муниципального имущества и основных направлений приватизации муниципального имущества (проекта программы приватизации муниципального имущества)

- анализ проектов обоснований бюджетных ассигнований на финансовый год и на плановый период

- экспертиза проектов муниципальных и ведомственных муниципальных  программ

- анализ  правовых актов, регулирующих расходные обязательства муниципального района

2 этап

- анализ итогов социально-экономического развития муниципального района

- проверка и анализ обоснованности прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования

- проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования

- анализ основных характеристик проекта бюджета и расходов бюджета на очередной финансовый год  по разделам и подразделам, ведомственной структуре, а также на плановый период по разделам классификации расходов бюджетов

- анализ и оценка обоснованности материалов, представленных одновременно с проектом бюджета

- анализ программ внутренних и внешних заимствований и предоставления муниципальных гарантий

3 этап

- подготовка заключения Контрольно-счетной  палаты

- направление заключения Контрольно-счетной палаты в Палласовскую районную Думу и Администрацию района

 

Указанные этапы работы выполняются в установленные сроки в соответствии с Положением о бюджетном процессе в Палласовском муниципальном районе  и другими правовыми актами органов местного самоуправления по вопросу формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

2.9. Организационно-распорядительные документы, необходимые для проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, определяются в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты.

2.10. При необходимости может проводиться проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования конкретных субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов бюджета, главных распорядителей средств бюджета и иных участников бюджетного процесса, закрепленных за направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты.

 

3. Структура и основные положения заключения КСП по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период

 

3.1. Заключение (заключения) Контрольно-счетной палаты на проект бюджета и на проект решения Палласовской районной Думы о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период подготавливается на основе:

- результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;

- итогов проверки и анализа проекта решения Палласовской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

- итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных Администрацией Палласовского муниципального района с проектом решения Палласовской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

- результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений Контрольно-счетной палаты на проекты решений Палласовской районной Думы об исполнении бюджета муниципального района за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;

- анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении муниципального района за предыдущие годы и истекший период текущего года.

3.2. Заключение Контрольно-счетной палаты на проект бюджета муниципального района состоит из следующих разделов:

- Общие положения;

- Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;

- Общая характеристика проекта бюджета муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период (включая анализ реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципалитета);

- Доходная часть проекта бюджета муниципального района;

- Расходная часть проекта бюджета муниципального района;

- Применение программно-целевого метода планирования расходов бюджета;

- Выводы и предложения.

3.3. В заключении КСП должны быть отражены следующие основные вопросы:

- оценка обоснованности и достоверности основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития муниципального района и его соответствие приоритетам Концепции долгосрочного социально-экономического развития муниципального района;

- оценка обоснованности основных характеристик и особенностей проекта бюджета;

- оценка соответствия положений проекта решения Палласовской районной Думы  о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим бюджетный процесс;

- оценка обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств;

концептуальные предложения Контрольно-счетной палаты по совершенствованию прогнозирования и планирования основных показателей бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, бюджетного процесса,  результативности бюджетных расходов.