Палласовский район Волгоградской области
Палласовский муниципальный район Волгоградской области
Официальный сайт
Сегодня 30.10.2024 Время: 07:16

Если вы решили взять ребенка в семью. Часть 2

Отдел опеки и попечительства администрации

Палласовского муниципального района Волгоградской области

Педагогика и психология

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ

ВЗЯТЬ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА

Часть вторая

Если вы решили стать опекунами или приемными родителями, перед вами встанет очень много вопросов, над которыми необходимо задуматься. "Новый" ребенок, даже собственный, привносит в семью много изменений, радостных и не очень. Приемный же ребенок почти наверняка успел столкнуться с трудностями на раннем этапе жизни. Поэтому необходимо тщательно подготовиться к некоторым проблемам, которые, вполне вероятно, возникнут в период привыкания. Надеемся, что информация, содержащаяся в этом буклете, будет полезна для вашей подготовки к уходу за приемным ребенком. В буклете собраны сведения о некоторых типичных трудностях, которые мог испытать ребенок на раннем этапе жизни, о продолжительных последствиях таких трудностей, а также представлены советы, способные помочь ребенку адаптироваться в вашей семье.

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

Дети демонстрируют признаки глубоких внутренних проблем (замедленное развитие, недостаток привязанностей, насилие и, как следствие, неспособность доверять взрослым) своим внешним поведением. Повседневная жизнь сильно влияет на поведение ребенка. Его восприятие окружающего мира, чувство собственной ценности, понятие природы взаимоотношений взрослый (родитель) - ребенок достигаются посредством ежедневного общения. События, приводящие к эмоциональному стрессу (насилие, разлука, потеря или болезнь), негативно сказываются на представлении ребенка об окружающем мире, а, следовательно, и на его поведении. Проблемы в поведении, как бы ужасны они ни были, обычно являются проявлением внутренних чувств (одиночество, грусть страх, негодование, гнев). Ребенок может научиться вести себя определенным образом, чтобы защититься от окружающей действительности. Некоторые негативные особенности поведения говорят об отставании развития ребенка в какой-то области. Иногда модель поведения закрепляется и становится привычкой. Очень важно всегда искать причину поведения, не относясь к ребенку в зависимости от его действий.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ,

ЧТОБЫ ПОМОЧЬ?

Если ваш ребенок ведет себя, на ваш взгляд, неприемлемо, постарайтесь спокойно подойти к решению этой проблемы. Подумайте, что может чувствовать ваш ребенок, что заставляет его вести себя так: несчастлив, напуган, зол, смущен, чувствует себя отвергнутым, нелюбимым, ненужным? Какова, по вашему мнению, причина его чувств? Спрашивая ребенка, почему он так себя ведет, взрослый вряд ли получит вразумительный ответ, так как ребенок будет либо защищаться, либо не сможет ничего объяснить, либо будет говорить, что угодно, чтобы к нему не приставали. Вам придется самим догадываться о причинах.

Что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку почувствовать себя лучше?

Всем детям нужна дисциплина. Она помогает им оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих. Контроль за поведением может помочь в построении доверительных отношений между опекуном (усыновителем) и приемным ребенком, особенно если средства контроля используются для поддержки, а не для наказания. Наказание обычно используется, чтобы притупить негодование взрослого, но оно не учит ребенка «новому», полезному поведению, способному заменить собой нежелательное. Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать его — он может подумать, что его отвергают. Самое важное в такой ситуации — донести до ребенка, что вы понимаете и принимаете его негативные чувства, но не потерпите плохого поведения. Это не значит, что ребенка "хвалят" за неприемлемые поступки, но совершенно точно, что чем меньше ребенок (или взрослый) заслуживает любви, тем больше он в ней нуждается.

ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Поощрение за хорошее поведение. Включает в себя различные награды за хорошее поведение, которое вы стремитесь привить. Очень важно внимательно следить за поведением, которого вы требуете, и не забывать о награде.

Соглашения. В устных соглашениях фиксируются обязанности и правила поведения ребенка и взрослого. Очень важно четко сформулировать каждый пункт. Соглашения должны быть обоснованными, составляться совместно с ребенком, быть доступными для внесения изменений и дополнений.

Положительный пример. Должен подтолкнуть ребенка к повторению положительного поведения кого-то из взрослых, кого он уважает.

Новые навыки. Обучение ребенка новым навыкам, способным помочь ему избежать неприятностей и столкновений, например, научить его осторожно готовить горячие напитки, чтобы не обжечься о горячий чайник. Для успешного применения этого метода необходимо аккуратно показать ребенку каждую стадию процесса, не забывая хвалить его даже за самое маленькое достижение.

Схема управления поведением.

Четкие правила.

Похвала.

Поддержка хорошего поведения.

Предотвращение (быть на один шаг впереди).

Последствия.

Последовательность.

Пример правильного поведения.

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВОЙТИ В СЕМЬЮ

Знакомство. Скорее всего, вы встретитесь с ребенком в первый раз в приюте или детском доме. Без сомнения, в этот момент вы испытаете различные чувства — радость, беспокойство и, возможно, желание сделать ребенка частью своей семьи в максимально короткие сроки. Тем не менее, необходимо помнить, что ребенок испытывает те же противоречивые чувства, что и вы, включая смущение и страх перед незнакомыми. Первые встречи очень важны для становления доверительных взаимоотношений. Возможно, ребенок почувствует себя свободнее, если вы покажете ему фотографии вашего дома, родственников, домашних животных и т.д. Это сделает предстоящий переезд менее пугающим и более реальным для ребенка. В течение этого периода ребенок должен познакомиться со всеми, кто живет в вашем доме. Если вы хотите принести с собой подарки, то лучше, если это будут конфеты или что-то, что можно легко разделить между всеми детьми группы.

Переезд. Дети, жившие в детских домах и приютах, привыкают к жесткому распорядку дня: подъему, расписанию приема пищи и т.д. Когда ребенок попадет в семью, ему требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к жизни вместе с несколькими людьми. У него может не быть опыта жизни в семье или же он может быть связан не только с положительными, но и с негативными воспоминаниями. На этом этапе важно, чтобы ребенок получал максимум подтверждений правильности своих действий. Приготовьтесь объяснить ребенку правила и семейный уклад, существующие в вашем доме, а также объясните ребенку, чего вы от него ждете. Поначалу рёбенку может нравиться общее внимание, но оно же может быть и испытанием для ребенка, привыкшего "прятаться" в группе.

Построение добрых взаимоотношений.Для построения любых взаимоотношений требуется время, поэтому вам, возможно, не удастся сразу же наладить связь с ребенком. Это совершенно нормально. По прошествии первых недель ("медового месяца"), когда каждый стремится угодить друг другу, вы окунетесь в повседневную жизнь. Не рассчитывайте, что ребенок сразу станет называть вас "мама" и "папа", но обсудите с ним способ обращения, удобный и для вас, и для него. Ребенок сознательно или бессознательно будет испытывать ваши чувства, и его поведение может начать портиться. Важно дать понять ребенку, что вы не откажитесь от него из-за его поведения, но тем не менее настоять на соблюдении им установленных правил. Совместные занятия, игры, беседы, предоставление ребенку возможности выслушать его, понять его проблемы, проникнуться его интересами, поддержать, когда он расстроен, ухаживать, если болен - все это добрые взаимоотношения, которые непременно со временем создадут эмоциональную близость между вами и вашим приемным ребенком.

Источники: Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В.Быков «Социально-педагогическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы».

E-mail: Opeka_pal@mail.ru

Телефон/факс (84492) 62-1-68

Телефоны: (84492) 62-1-27