Палласовский муниципальный район Волгоградской области

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

Палласовского муниципального района

Волгоградской области

_________________________________________________________________

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от  30 сентября 2015г.                                                                                           №567

 

«Об одобрении  прогноза социально-экономического

развития Палласовского муниципального района на 2016 год

 и на плановый период  2017-2018 годов»

 

      В целях комплексного прогнозирования тенденций развития экономики и социальной сферы на территории Палласовского муниципального района,  в соответствии со статьей 173 Бюджетного Кодекса РФ, с постановлением Администрации Палласовского муниципального  района  от 18.09.2015 года № 546 «Об утверждении Порядка разработки и осуществления контроля реализации Прогноза социально-экономического развития Палласовского муниципального района»,

 

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

 

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Палласовского муниципального района на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания

 

 

Глава администрации  

Палласовского муниципального района                                                       В. В. Толмачёв



Одобрен

постановлением  Администрации

 Палласовского муниципального района

  от   30 сентября 2015 г. №567



ПРОГНОЗ

 социально-экономического развития Палласовского муниципального района

на 2016 год  и  плановый период 2017-2018 годов


          Прогноз социально-экономического развития Палласовского муниципального района Волгоградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработан   в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2009 г. № 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации",  Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  от 05 сентября 2011 г. № 1538-р,  с Федеральным законом от 28.06.2014   № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», стратегией социально-экономического развития Волгоградской области  на долгосрочную перспективу,  Прогнозом социально-экономического развития Волгоградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов,   решением Палласовской районной Думы № 7/3 от 11.06.2014 года «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Палласовском  муниципальном районе», постановлением администрации Палласовского муниципального района от 18.09.2015 года  № 546 «Об утверждении Порядка  разработки и осуществления контроля реализации Прогноза социально-экономического развития Палласовского муниципального района», с учетом реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»  и с учетом  особенностей социально-экономического развития района.

Прогнозные показатели социально-экономического  развития муниципального образования отражают  влияние  секторов экономики на социальные и экономические процессы, а также уровень жизни населения, его занятость  и  показывают  в целом развитие на территории муниципального образования промышленности, сельского хозяйства, производства потребительских товаров, инвестиций,  малого предпринимательства, финансовой политики, денежных доходов и расходов населения, платных услуг, товарооборота, трудовых ресурсов и т.д.

Основные направления прогноза включают в себя и предопределяют действия по выполнению мероприятий:

- создание условий для роста объема производства в реальном секторе экономики (с/х, строительство, промышленность и т.д.);

- обеспечение социальной защиты и занятости населения;

- рационализации бюджетных расходов, и др. 

       Поэтому, при разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования  предусматривается  решение основных задач:

- обеспечение взаимодействия федеральных, областных и местных органов власти, направленных на увеличение налогооблагаемой базы и увеличение поступлений средств в бюджетную систему;

- работа с предприятиями реального сектора экономики;

- активизация инвестиционной деятельности;

- проведение социальной политики, направленной на обеспечение доступности и улучшения качества важнейших социальных благ, максимальная защита социально уязвимых граждан; своевременная выплата заработной платы работникам;

- обеспечение соблюдения законности, правопорядка и общественной безопасности.

Выполнение поставленных задач позволит обеспечить продолжение позитивного развития в отраслях экономики и повышение благосостояния жителей.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования разрабатывался  в соответствии со статистическими данными за ряд предыдущих лет, оценкой текущего  года, анализа сложившихся тенденций развития экономики  муниципального образования   и прогнозами развития предприятий и организаций всех форм собственности находящимися на  территории района, а также с учетом индексов – дефляторов Минэкономики РФ.

Прогноз социально-экономического развития Палласовского муниципального района на   2016 год и плановый период 2017 - 2018  годов  предполагает развитие экономики за счет реализации инвестиционных программ, роста банковского кредитования, повышения конкурентоспособности и эффективности  предприятий, развития ИП и КФХ.

 

 Демографические показатели. Укрепление здоровья населения, снижение уровня смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости  и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков - все  вышеперечисленное влияет на укрепление положительных результатов  в демографическом  развитии  района.

         Прогноз численности постоянного населения Палласовского муниципального района  на 2016-2018 годы и оценка 2015 года осуществлялись на основании уравнения демографического баланса. Прогнозирование общей численности осуществлялось исходя из оценки числа родившихся, умерших и миграционного потока населения на каждый год. При оценке каждого показателя рассматривалась его динамика в последние годы, кроме того, учитывались факторы, которые могут существенно повлиять на него в прогнозном периоде.

Демографический прогноз учитывает действие мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, в том числе выполнение плана мероприятий по реализации второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на стабилизацию демографической ситуации.

Возрастная структура населения будет определяться фактором замещения поколений. В трудоспособный возраст будут продолжать вступать относительно малочисленные поколения людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, а выбывать многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

      

          По итогам переписи 2010 года, среднегодовая численность населения  Палласовского муниципального района, на территории которого проживают более 60 национальностей,  составила 43,221 тыс. чел. За 2013 год среднегодовая численность населения снизилась до  42,103 тыс. человек, за 2014 год –  до 41,583 тыс. человек, в 2015 году ожидается снижение численности до 41,467 тыс. человек и к 2018 году – до 41,151 тыс. человек.

Тем не менее, район на протяжении ряда лет занимает одно из первых мест по числу родившихся и одно из последних мест по числу умерших:

·         в 2013 году родилось 767 человек, коэффициент рождаемости увеличился по сравнению с 2012 годом на 0,42 и составил 18,22. Умерло - 494 человека, - коэффициент смертности (11,74) снизился на 0,56. Естественный прирос составил 273 человека.

·         в 2014 году  естественный прирост населения составил 169 человек (родилось 706 человек и умерло 537 человек, коэффициент рождаемости  составил 16,98  на 1 тыс. человек,  коэффициент смертности составил 12,91). Число родившихся превысило число умерших более чем  в 1,3 раза.   

·          по состоянию на 01 июня 2015г.  наблюдается, как и в аналогичный период прошлого года,  естественный прирост населения (родилось 277 человек, умерло 220 человек).

          Изменение численности в сторону уменьшения происходит из-за миграционных процессов. Так,  численность населения района, за  последние три года, сократилась на 1 457 человека или на 3,4%   и составила на 01.01.2015г.  41,335 тыс. человек. В общей численности населения доля городского населения в 2014 году составила 36,9 процентов или 15,235 тыс. человек, сельского – 63,1 процента или 26,100 тыс. человек. При этом наблюдается перемещение сельского населения в город и соответственно, снижение доли сельского населения   и увеличение доли городского населения.

           Палласовский район расположен в засушливой зоне с суровыми природно-климатическими условиями и малопродуктивными почвами. Наибольшее число предприятий сосредоточено в сельском хозяйстве (до 70 процентов). В сфере малого бизнеса зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица 811 граждан. В связи с отсутствием рабочих мест в районе, низкой заработной платой, происходит перераспределение наиболее активной части населения трудоспособного возраста по другим регионам.

      Так, в  2013 г. миграция по району составила  «-» 817 человек, в т.ч. число прибывших - 325, число выбывших – 1142, в 2014 году   миграция – «-» 665 человек (прибыло 506, убыло 1171 человек).    

По состоянию на 01 июня 2015г. численность населения Палласовского муниципального района по оценке уменьшилась с начала года на 170 человек или на 0,4 процента и составила 41,2 тыс. человек.

По итогам 5 месяцев 2015 года, снижение численности за счет миграции достигло 227 человек (выбыло 374 чел, прибыло – 147 человек).

            В прогнозируемом периоде,  несмотря на увеличение численности постоянного населения  за счет естественного  прироста,  будет продолжаться снижение среднегодовой численности за счет миграционного процесса.

          Также, на территории района, в соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года осуществляются  мероприятия по повышению уровня рождаемости и снижению смертности: реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», Федеральной целевой программы «Жилище», Федерального Закона  «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

 

Промышленность. Промышленное производство на территории Палласовского муниципального района слабо выражено. В структуре валового производства основных отраслей на долю промышленности приходится 2% продукции, на долю сельского хозяйства – 71% продукции.

По состоянию на 1 января 2015 года число организаций, филиалов и других обособленных подразделений, учтенных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов, составило 355 единиц и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось на 11 единиц (на 3,0%). Наиболее значимыми отраслями в структуре производства по видам экономической деятельности являются: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (46 организаций); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (40 организаций).

К организациям обрабатывающего производства отнесено 5 организаций:

- ЦПТПО  Палласовского района - производство пищевых продуктов;

- МБУ «Палласовский ИПК» - издательская и полиграфическая деятельность;

- ОАО «Палласовский элеватор» - производство комбикорма;

- СПК племзавод «Красный Октябрь» - производство мяса и муки;

- ООО «Палласовский мелькомбинат» - производство муки.

            В 2014 году оборот организаций Палласовского района составил в действующих ценах 1493,4 млн. рублей, или 111,7% к 2013 году, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами – соответственно 831,6 млн. рублей, или 111,5%.

            Оборот розничной торговли организаций Палласовского района за 2014 год сложился в объеме 776,9 млн. рублей (104,7 % к 2013 г.). Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий было реализовано на 358,8 млн. рублей (118,2% к 2013 г.), непроизводственных товаров – на 418,1 млн. рублей (96,1%).

В сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2014 году по сравнению с 2013 годом продуктивность овец увеличилась. За 2014 год с одной овцы настрижено по 3,7 килограмма шерсти (на 2,8% выше 2013 г.).

За 2014 год среднесуточный привес на выращивании и откорме КРС составил 505 граммов (2013 г. – 460 гр.), овец – 20 граммов (2013 г. – 23 гр.).

В хозяйствах района, по предварительным данным, за 2014 год получено 8107 тонн мяса (производство скота и птицы на убой в живом весе) или 98,0% к 2013 г.

Основным богатством района является земля. На территории района 6759 га невостребованной доли земли. Это база для развития животноводства и растениеводства. Крупными производителями и поставщиками КРС и овец являются СПК племзавод «Ромашковский», СПК племзавод «Палласовский», СПК племзавод «Красный Октябрь».

СПК племзавод «Красный Октябрь» - крупное хозяйство по выращиванию казахской белоголовой породы КРС, а также племрепродуктор по разведению волгоградской породы овец. В племзаводе имеется более 3 тыс. голов КРС, в том числе 1,5 тыс. голов коров и более 12 тыс. голов овец, из них 8,5 тыс. голов овцематок. Говядина от мясного скота казахской белоголовой породы имеет высокие вкусовые и питательные свойства, и славится своей «мраморностью» за счет того, что значительная часть жира в тушах животных откладывается в толще мышечной ткани. В хозяйстве осуществляется продажа племенной продукции. Ежегодное производство скота на убой составляет около 700 тонн в живом весе, в том числе около 400 тонн КРС и 300 тонн овец. Здесь планируется создать цех по охлаждению и вакуумной упаковке мяса.

СПК племзавод «Ромашковский» является крупнейшим овцеводческо-скотоводческим племенным хозяйством в регионе, имея в наличии более 20 тыс. голов племенных овец и более 650 голов племенного мясного крупного рогатого скота. По ежегодно заготавливаемому объему кормов хозяйство ежегодно занимает лидирующие места среди хозяйств области: в 2014 году было заготовлено более 7 000 тонн сена и 11 000 тонн соломы.

Палласовский район располагает определенными возможностями для производства высококачественного зерна, благодаря жаркому солнцу местная пшеница содержит рекордный уровень клейковины и обладает высокими технологическими качествами. В районе находятся разведанные месторождения сырья для изготовления керамического кирпича, залежи каменной и поваренной соли, лечебные грязи, месторождения подземных пресных вод. Набирает популярность разведение лошадей. Увеличение поголовья овец и применение более совершенных методов племенной работы, обеспечивающих улучшение их породности, повышение продуктивности, хозяйственно-полезных качеств на основе полноценного кормления, обеспечивают инвестиционную привлекательность Палласовского района.

 

 Сельское хозяйство. Сельское хозяйство является основным видом производства Палласовского муниципального района и ведется в жестких почвенно-климатических условиях.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории Палласовского муниципального района составляет 586,986 тыс. га, в том числе пашни 276,632 тыс. га. В настоящее время на территории района осуществляют деятельность 11 сельскохозяйственных предприятий и около 100 индивидуальных предпринимателей - глав крестьянско-фермерских хозяйств.

Несмотря на увеличение производства продукции растениеводства в 2014 году на 125,64 млн. руб. (всего произведено на 603,53 млн. руб.) и снижение продукции животноводства на 339,21 млн. руб. (всего произведено 1286,92 млн. руб.), в целом за 2014 год хозяйствами всех категорий, получено 1890,45 млн. рублей валовой продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах, что ниже показателя 2013 года на 213,57 млн. руб.  Это связано со снижением цены на сельскохозяйственную продукцию в 2014 году.

Индекс производства продукции сельского хозяйства по отношению к 2013 году снизился на 8,93% и составил 98,27%, но при этом индекс производства продукции растениеводства увеличился на 7,66% и составил 144,96%, а индекс производства продукции животноводства снизился на 12,7% и составил 88,07%. В целом снижение индекса производства продукции связано с нестабильной (кризисной) экономической ситуацией в стране во второй половине 2014 года, но рост индекса производства продукции растениеводства свидетельствует о более хорошем урожае продукции в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Что касается показателей текущего периода, необходимо отметить, что показатели оценки 2015 года ниже планируемых по причине сложившейся на территории Палласовского муниципального района и Волгоградской области в целом почвенной засухи. Это отражается как на показателях группы растениеводства, так и продукции животноводства (значительные трудности с заготовкой кормов).

Так, посев озимых культур под урожай 2015 года был произведен на площади 20,5 тыс. га, что ниже планируемой площади на 4,6 га или 18%. В сложившихся погодных условиях осенней засухи не все сельхозтоваропроизводители смогли обеспечить посев озимых культур из-за недостаточной обеспеченности почвы  влагой. Посев яровых культур произведен на площади  43275 га. В целом  посевная площадь (с учетом всех культур) под урожай 2015 года составила свыше 75 тыс. га, зерновые культуры посеяны на площади 54,5 тыс. га, в т.ч. в КФХ 10 тыс.га.

В течение весенне-летнего периода вследствие неблагоприятных погодных условий произошла гибель сельскохозяйственных  культур на площади 33362,7 га.

Несмотря на большой процент гибели посевных площадей, показатели производства всей сельскохозяйственной продукции в 2015 году возрастут по отношению к 2014 году на 34,5 млн. руб. или на 1,8%, при этом продукция растениеводства снизится по отношению к 2014 году на 268,94 млн. руб. или на 44,6%, а продукция животноводства возрастёт на 303,46 млн. руб. и составит 123,6% по отношению к 2014 году. На ожидаемое увеличение продукции животноводства окажет влияние развитие сельскохозяйственного производства за счёт 11 инвестиционных проектов, реализующихся на территории Палласовского муниципального района на общую сумму 89,1 млн. руб., в том числе за счёт полученных грантов 10 сельхозтоваропроизводителями на «Создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» и на «Развитие семейной животноводческой фермы».

Ожидаемая площадь сева озимых культур под урожай 2016г. составляет 16738 га, что ниже показателя 2015 года на 3762 га или на 18,3%.

Животноводство является ведущей отраслью в Палласовском районе. На 01.01.2015 года в хозяйствах всех форм собственности поголовье сельскохозяйственных животных в целом снизилось и составило: КРС – 25,6 тыс. голов (-1,1 тыс. голов), в том числе коров 14,8 тыс. голов (-0,4 тыс. голов); овец – 132,8 тыс. голов (- 47 тыс. голов), в том числе 94,2 тыс. голов овцематок. На уменьшение поголовья с/х животных повлиял кризис в экономике страны 2014 года, резкое снижение продажной цены.

Сокращение поголовья отразилось и на окотную кампанию 2015 года, по итогам которой в сельхозпредприятиях и КФХ получено свыше 55 тыс. ягнят или 110 % на 100 овцематок, что ниже показателя 2014 года на 9%. Однако, по результатам стригальной компании острижено 68,8 тыс. голов овец (больше показателя 2014 года на 3,2 тыс. гол. или на 4,9 %). Увеличение связано с вновь открывшимися фермерскими хозяйствами в 2015 году. 

Несмотря на увеличение остриженных голов овец, шерсти  в 2015 году получено 234 тонны, что меньше показателя 2014 года на 23 тонны или на 9,8%. Это связано со сниженным показателем среднего настрига на одну голову, который составил по району 3,4 кг, в коллективных хозяйствах  3,5 кг с 1 головы (в 2014 году 3,9 кг с 1 головы). 

По прогнозу социально-экономического развития за период с  2015 по 2018 годы планируется увеличение производства валовой сельскохозяйственной продукции в действующих ценах с 1924,98 млн. руб. в 2015 году до 2574,1 млн. руб. в 2018 году (на 649,1 млн. руб. или  на 33,7%).  В том числе валовая продукция растениеводства к 2018 году увеличится по отношению к 2015 году на 405,6 млн. руб., а продукция животноводства на  243,5 млн. руб. Увеличение  прогнозируется в секторе крестьянских (фермерских) хозяйств населения – на 35,29%, чему способствуют полученные гранты на развитие семейных животноводческих ферм, в сельскохозяйственных организациях рост с 2015 года по 2018 год составит 29,59%, в хозяйствах населения - 16,98%.

В районе имеются три племенных хозяйства, которые являются гордостью района. СПК п/з «Ромашковский», СПК п/з «Красный Октябрь», СПК п/з «Палласовский» приняли участие в 17-й Всероссийской выставке племенных овец в г. Элиста Республики Калмыкия, в очередной раз завоевав золотые, серебряные и бронзовые награды.

На территории Палласовского муниципального района осуществляют деятельность два убойных пункта. Объем мяса, производимого данными объектами за I полугодие 2015 года, составил 45,2 тонны. В 2015 году начал осуществление деятельности минизавод по убою и первичной переработке мяса, что увеличило объёмы внутрирайонного спроса на мясо.

По состоянию на 01.08.2015 года в три раза увеличился показатель закупки молока в секторе ЛПХ, который составил 118 тонн (за 2014 год была закуплена 41 тонна молока).

В районе действует программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017гг. и на период до 2020 года», разработанная в рамках Федеральной государственной программы  и государственной программы Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". Целью программы является создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного развития сельской экономики, повышение занятости и качества жизни сельского населения Палласовского муниципального района. В рамках действия программы за 2014 год улучшили жилищные условия путём постройки новых жилых домов 3 семьи (общая площадь составила 263 м²), приобрели жильё 4 семьи (общая площадь составила 303 м²). В 2015 году осуществляют строительство новых домов общей площадью 936 м² 12 семей молодых специалистов, работающих на селе.

Также,  на территории Палласовского муниципального района действует муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства в Палласовском муниципальном районе Волгоградской области на 2014-2016гг», которая направлена на создание условий для эффективного развития сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства мясной продукции для удовлетворения потребности населения в продуктах собственного производства, что является частью достижения приоритетного развития агропромышленного комплекса. В рамках муниципальной программы в 2015 году реализуются проекты по строительству школы на 340 ученических мест в п. Красный Октябрь и строительству жилого квартала в п. Новостройка. Необходимо отметить, что приобретенный в рамках программы в 2014 году дождевальный агрегат для полива кормовых сельскохозяйственных культур обеспечивает получение высоких урожаев и создание кормовой базы для животноводства. Улучшение условий в социальной сфере оказывает положительное влияние на работающих в АПК граждан и позволит привлечь дополнительные кадры к проживанию в сельской местности. А технологические и технические переоснащения отрасли (в рамках реализации инвестиционных проектов) позволят решить проблему не только развития  дефицита кадров работников животноводства за счет облегчения их труда, но и повышения его производительности и обеспечение достойного уровня заработной платы и развития сектора АПК на территории Палласовского муниципального района в целом.


Транспорт и связь. Развитие экономики невозможно без создания транспортной инфраструктуры. В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального района и поселений составляет 564,02 км. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием на 2014 год составляет 378 км или 67,0% от общей протяженности автомобильных дорог.

          В целях снижения доли населенных пунктов, не имеющих регулярного транспортного сообщения с административным центром, проводятся строительство и ремонт автомобильных дорог.  В 2013 году завершено  строительство третьего участка автодороги с твердым покрытием – 5,8 км «Максимовка - Кумысолечебница».

В 2015 году завершено строительство подъезда от автодороги «Быково - Кайсацкое - Эльтон - Отгонный» к КПП с республикой Казахстан  протяженностью 3 км.

         В 2015 году ведется строительство подъезда от автодороги «Быково- Кайсацкое- Эльтон – Отгонный» до озера Эльтон протяженностью 4км.

         Заключен контракт с ООО «Специнжстрой» на строительство автомобильных дорог в п. Новостройка,  протяженностью 3,4 км на 2015 год.

          Таким образом, протяженность  автомобильных дорог с твердым покрытием на начало 2016 года составит 382,0 км. На прогнозируемый период до 2018 г. планируется строить ежегодно до 4 км   дорог с твердым покрытием.

           В 2016 году планируется проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации на строительство автомобильной дороги «Новая Иванцовка - Старая Иванцовка» протяженностью 8 км.

          Основной задачей развития пассажирского автомобильного транспорта Палласовского  муниципального района является повышение  доступности и качества транспортных услуг для населения  и обеспечение  безопасности  дорожного движения. Программные мероприятия по развитию транспорта Палласовского района включают в себя мероприятия по развитию  маршрутного такси, а также  поддержке индивидуальных  предпринимателей,  которые обеспечивают полное и эффективное  удовлетворение потребностей населения и экономики Палласовского района в транспортных услугах, обеспечение  безопасного функционирования всех видов  транспорта.

          На территории Палласовского района основным поставщиком услуг местной, междугородной телефонной связи, а также документальной связи, в т.ч. Интернет, и других видов услуг является «Волгоградэлектросвязь», региональный филиал ОАО «Ростелеком».

          Основой тарифной политики компаний, осуществляющих свою деятельность на телекоммуникационном рынке Палласовского района, остаются доступные цены, прозрачные тарифы, широкий спектр услуг, не требующих дополнительной оплаты. 

 

Рынок товаров и услуг. На потребительском рынке Палласовского муниципального района по итогу 2014 года функционируют 251 предприятие торговли, из которых  165 - стационарные торговые объекты и 86 - предприятия мелкорозничной торговой сети (павильоны, киоски, палатки).          

В районе действуют 2 продовольственные сетевые компании: ЗАО "Тандер" и ООО "Покупочка" с общим количеством магазинов - 6 единиц, а также 1 локальная продовольственная  сеть ООО «Астра» с общим количеством магазинов - 4 единицы.

Установленный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов составляет 258,88 кв. метров на 1 тыс. человек (факт 267,37), в том числе по продаже продовольственных товаров 79,0 кв. метров на 1 тыс. человек (факт –82,41), по продаже непродовольственных товаров 179,88 кв. метров (факт –184,96).

На территории Палласовского района действует 1 специализированный сельскохозяйственный рынок. Разрешение на право организации розничного рынка выдано управляющей рынком компании МУП "Центральный городской рынок" сроком на 5 лет до 29.12.2017. На розничном рынке организовано 250 торговых мест, из них крытых - 66. Площадь рынка составляет 12,3 тыс. кв. метров.

Выручка от реализации услуг рынка составила 6,138 млн. рублей, уплачено налогов в бюджеты всех уровней 1,5 млн. рублей.

За 2014 год на территории района проведена одна специализированная ярмарка "Праздничная" с организацией 42 торговых мест.

На данный момент потребительский рынок характеризуется высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами и отсутствием дефицита.

На территории муниципального района расположено 72 объекта бытового обслуживания населения, из них:

·      1 баня;

·      24 парикмахерских;

·      24 мастерских по ремонту автотранспортных средств;

·      2 мастерских по ремонту и пошиву одежды;

·      4 мастерских по ремонту обуви;

·      4 мастерских по ремонту бытовых машин, теле-радио-аппаратуры и приборов;

·      3 мастерских по ремонту мебели;

·      7 фотоателье;

·      2 объекта по ремонту и строительству жилья;

·      1 организация, оказывающая ритуальные услуги.

Общая численность работников в данной сфере 217 человек.

Бытовое обслуживание населения в остальных сельских населенных пунктах в большей части организованно предпринимателями г. Палласовка по поступающим заказам.

Инфраструктура общественного питания насчитывает 36 предприятий, из них 7 закусочных, 21 кафе, 1 ресторан и 7 прочих объектов с количеством 1249 посадочных мест и общей численностью работников 163 человека. Форма собственности предприятий, оказывающих услуги общественного питания, преимущественно частная.

               Оборот розничной торговли в 2014 году составил 1 475,09 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,2 процента к уровню 2013 года. По оценочным данным в 2015 году оборот розничной торговли составит 1 691,93 млн. рублей. Тенденция роста наблюдается за счет увеличения количества объектов розничной торговли. Если в 2014 году количество объектов розничной торговли составило 251 единицы, то по оценочным данным в 2015 году количество объектов розничной торговли составит 260 единиц. Увеличение количества  объектов розничной торговли прогнозируется в 2016, 2017 и 2018 годах. Планируется, что к 2018 году количество объектов достигнет 312 единиц, соответственно оборот розничной торговли вырастет в 2018 году до 2 011,19 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составит 107,2 процента к уровню 2014 года.

               В 2014 году оборот общественного питания  составил 39,96 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 98,2 процента к уровню 2013 года. По оценочным данным в 2015 году оборот общественного питания составит 46,52 млн. рублей, что  составит 116,4 процента роста к уровню 2014 года. Тенденция роста наблюдается за счет увеличения количества объектов общественного питания. Если в 2014 году количество объектов составило 36 единиц, то по оценочным данным в 2015 году их количество увеличится на 2 единицы и составит 38 единиц. Небольшое увеличение количества объектов общественного питания прогнозируется в 2016, 2017 и 2018 годах. Планируется, что к 2018 году количество объектов общественного питания достигнет 44 единиц, соответственно оборот общественного питания к 2018 году достигнет 55,30 млн. рублей, что в сопоставимых ценах  составит 107,8 процентов к уровню 2014 года.

               Объем платных услуг населению в 2014 году составил 428,58 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 92,6 процентов к уровню 2013 года.  По оценочным данным в 2015 году объем платных услуг составит 477,44 млн.руб. (111,4% к уровню 2014 года).  Увеличение наблюдается за счет роста объемов следующих видов платных услуг: бытовых, коммунальных, медицинских, а также образовательных. За счет увеличения количества объектов бытового обслуживания, которое по оценочным данным к 2018 году достигнет 86 единиц, ожидается повышение общего объема бытовых услуг.

               В Палласовском муниципальном районе в 2014 году число средних и малых предприятий, включая микропредприятия, уменьшилось. Количество средних предприятий составило 2 единицы, малых – 70. Оборот малых и средних предприятий в 2014  году составил 782,3 млн. рублей.

               Малое предпринимательство – уже достаточно сформированная сфера хозяйственной деятельности. В 2015 и последующих годах больших изменений в этой сфере не прогнозируется. Планируется, что в сфере малого предпринимательства по-прежнему основную долю будет занимать сфера розничной торговли и оказание услуг населению.

                В 2015 и последующих годах прогнозируется небольшое увеличение числа малых предприятий, включая микропредприятия. По оценочным данным к 2018 году число малых предприятий, включая микропредприятия,  увеличится на 13 единиц и  составит 83 единицы. За счет увеличения числа малых предприятий увеличится  численность работников малых предприятий. По оценочным данным к 2018 году она составит 959 человек. Соответственно оборот малых предприятий, включая микропредприятия,  к 2018 году составит 512,93 млн. рублей.

               По оценочным данным, количество средних предприятий составит к 2018 году 3 единицы. Соответственно в течение 2015-2018 годов предприятия будут наращивать оборот, и к 2018 году оборот средних предприятий составит 569,49 млн. рублей.

     В целях оказания содействия развитию малого предпринимательства была разработана муниципальная программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Палласовском муниципальном районе на 2014-2016 годы».  Общий объем финансирования в 2014-2016 г.г. составляет 588,0 руб., из  них:

в 2014 году – 196,0 тыс. рублей;

в 2015 году – 196,0 тыс. рублей;

в 2016 году – 196,0 тыс. рублей.

Источником финансирования является бюджет Палласовского муниципального района.

Наличие Программы позволяет каждый год Администрации Палласовского муниципального района участвовать в конкурсе по отбору муниципальных районов Волгоградской области для предоставления субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

         Основными задачами Программы являются: оказание содействия субъектам малого предпринимательства в оформлении документов для получения субсидий, предоставляемых Комитетом экономики  Волгоградской области, организация и проведение обучающих семинаров с участием квалифицированных специалистов, организация районных конкурсов «Лучший по профессии» и смотров-конкурсов «Лучшее предприятие бытового обслуживания в сельских поселениях Палласовского района», организация сельскохозяйственных ярмарок с участием предприятий и предпринимателей Палласовского района.

 

Инвестиции. За 2014 год на развитие экономики и социальной сферы Палласовского муниципального района организациями использовано 310,994 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке к уровню 2013 г. (297,574 млн. рублей) составило 100,9%. За счет собственных средств организаций профинансировано 87,842 млн. рублей или 28,25% инвестиций в основной капитал, за счет бюджетных средств – 216,506 млн. рублей или 69,62%. На приобретение машин, оборудования, транспортных средств использовано 75,173 млн. рублей (24,17%) инвестиций в основной капитал, на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений 190,522 млн. рублей (61,26%).

Социальная сфера останется важнейшим направлением инвестиционной политики Администрации Палласовского муниципального района. Продолжится строительство детских садов и школ, реконструкция учреждений культуры. В п. Новостройка Палласовского района ведется строительство детского сада на 140 мест. В 2014 году на строительство было использовано инвестиций в сумме 33650,63 тыс. руб., планируется к освоению в 2015 году - 33335,50 тыс. руб. В 2017 году планируется строительство детского сада на 140 мест по ул. Серогодского в г. Палласовка (стоимость строительства – 95748,25 тыс. руб.).

Планируется  строительство школы на 340 учащихся в п. Красный Октябрь. В 2015 году планируется к освоению 36311,10 тыс. руб., объем инвестиций в 2016 году составит 164518,82 тыс. руб.

Ведется строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома для детей – сирот в г. Палласовка по ул. Лея - Роот, стоимость строительства  по смете  28 598,9 тыс. руб. (2015-2016гг).

Газификация района остаётся одним из важнейших направлений деятельности администрации. Завершено строительство внутрипоселковых газовых сетей х. Карпов (освоено 1471,87 тыс. руб.) и х. Калинина (освоено 2930,82 тыс. руб.). Осуществлено техническое перевооружение, перевод на газовое отопление здания клуба (2122,16 тыс. руб.), администрации (471,44 тыс. руб.) и школы (22514,7 тыс. руб.) в х. Прудентов. Переведено на автономное отопление здание спортивной школы в г. Палласовка (987,87 тыс. руб.). Завершено строительство внутрипоселковых сетей газоснабжения в х. Прудентов с расчетной протяженностью газопровода низкого давления – 10731,2 м и общим расходом газа 570,1 куб.м./ч., в п. Приозерный с расчетной протяженностью газопровода низкого давления – 2948,16 м и общим расходом газа 139,9 куб.м./ч. (стоимость – 2205,177 тыс. руб.).

            На территории площадки квартала жилой застройки,  расположенного в п. Новостройка Палласовского района, в соответствии с проектом планировки и застройки квартала,  ведется строительство двух пусковых комплексов: электроснабжение (расчетная мощность 739,4 кВт) и автомобильные дороги площадью 17820,02 кв.м., строительной длинной 3,4 км. Завершено строительство объекта электроснабжение площадки в п. Новостройка, в 2014 году освоено 8520,0 тыс. рублей, ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2015 году (остаток  финансирования – 580,44 тыс. руб.). Начато строительство автомобильных дорог в п. Новостройка (планируется к освоению в 2015 году – 57026,10 тыс. руб.). В 2014 году проведены работы по проектированию объекта «Водоснабжение п. Эльтон» (9999,30 тыс. руб.).

       Полное обводнение п. Эльтон запланировано на 2017 – 2018 гг. (общий объем инвестиций составит – 203642,28 тыс. руб.)  В 2016 году планируется проведение работ по водоснабжению п. Красный Октябрь,  протяженностью 26 км., стоимость строительства – 72730,0 тыс. руб.

Инвестиционная политика строится на принципе создания для инвесторов благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала и реализации социальных программ, формирование необходимого количества земельных участков для инвесторов.

 

 Повышение обеспеченности населения жильем. За 2014 год в районе за счет средств индивидуального застройщика построены жилые дома общей площадью 5,698 тыс. квадратных метров, что к уровню 2013 г. составило 166,7,0%.

            Ведется строительство девяти блокированных двухквартирных жилых домов для детей – сирот в п. Новостройка, строительство 2-х многоквартирных жилых домов для детей – сирот по ул. Лея – Роот в г. Палласовка.

            Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления на сегодняшний день. Основной целью является предоставление  государственной поддержки  в строительстве и приобретении жилья молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

            С этой целью с 2014 года на территории Палласовского муниципального района реализуется программа «Обеспечение жильем молодых семей в Палласовском муниципальном районе в 2014-2016 годах». Основной целью Программы является оказание финансовой поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.  По итогам 2014 года израсходовано на оплату свидетельств молодым семьям 2013 года 2441013,00руб., из них средств федерального бюджета 564134,93руб., средств областного бюджета – 717664,75руб., средств муниципального бюджета 990652,32руб., а также на дополнительные социальные выплаты молодым семьям за рождение ребенка – 168561руб.

           Постановлением администрации Палласовского муниципального района от 30.10.2013 года № 1360 утверждена  муниципальная программа "Развитие жилищного  ипотечного  кредитования на территории Палласовского муниципального района в 2014-2016 годах".

          Целью программы  является повышение доступности жилья для всех категорий граждан с помощью развития системы жилищного кредитования путем предоставления субсидий из муниципального бюджета на погашение части кредита, полученного в кредитной организации на приобретение (строительство) жилья.

        На реализацию программы в 2014 году было предусмотрено 50,0 тыс. рублей, которые использованы в полном объеме. При реализации программы выросло количество заемщиков, получивших поддержку за счет средств бюджета Палласовского муниципального района на погашение части кредита, полученного на приобретение (строительство) жилья (3 заемщика при плане - 1).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 продолжается обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц.

  В сводном списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.06.2015 г. числится 2 человека, обеспечение их жилыми помещениями планируется в 2016 году.

 

Финансы. За 2014 год в консолидированный бюджет Палласовского муниципального района поступило всего доходов в сумме 908,1 млн. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы -  в сумме 325,5 млн. руб. или 35,8% от общей суммы доходов.

Безвозмездные поступления составили 582,6 млн. руб. или 64,2% от общей суммы доходов.

За отчетный период наблюдается увеличение доходов на 7,6% к 2013 году, в 2015 году прогнозируется уменьшение доходов на 1,1% к 2014 году. Снижение поступления налоговых доходов в 2015 году обусловлено снижением отчислений по подоходному налогу по дополнительным нормативам, установленным  законодательством Волгоградской области. В 2016 году прогнозируется снижение доходов бюджета на 41,8% к уровню 2014 года, в 2017 году снижение составит 33,1% к уровню 2014 года.

Доля налоговых поступлений в структуре собственных доходов составляет 84,7%, неналоговых доходов – 15,3%.

Положительная динамика поступления налога на доходы физических лиц в 2014 году сложилась в результате повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и некоторых хозяйствующих субъектов.

Расходная часть бюджета в  2014 году выполнена на 890,5 млн. руб., профицит бюджета составил 17,6 млн. руб.

        Администрацией Палласовского муниципального района совместно с Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области проводится большая работа по укреплению доходной части местного бюджета:

- выявляются предприятия, организации и физические лица, осуществляющие деятельность на территории района  без постановки на налоговый учет;

- на регулярной основе проводится работа по полноте учета налогоплательщиков;

- рассматриваются обращения от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросу ведения деятельности на территории района;

- проводится работа по проверке постановки на налоговый учет по месту нахождения  хозяйствующих субъектов;

-  проводится работа по выяснению причин недопоступления платежей;

- осуществляется проверка в части  установленного уровня средней и минимальной заработной платы, а также проводятся консультации, при обращении граждан и представителей организаций по вопросам оплаты труда;

- сотрудниками Администрации района проводится работа с неплательщиками налогов и неналоговых платежей, которые вызываются в Администрацию района для выяснения причин образования недоимки. Проводится согласование мероприятий по ликвидации задолженности.

Главной целью налоговой политики Палласовского муниципального района является обеспечение необходимого для исполнения расходных обязательств объема доходов, содействие стабилизации ситуации в экономике. В среднесрочной перспективе приоритеты в области налоговой политики будут направлены на создание эффективной налоговой системы и сохранение сложившегося к настоящему времени налогового бремени, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической  деятельности на территории муниципального района. В то же время, по отдельным направлениям возможно изменение налогообложения в результате приведения нормативных актов органов местного самоуправления в соответствие действующему законодательству.

К основным направлениям налоговой политики в 2017–2018 годах относятся:

по земельному налогу – продолжение работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков; оказание всесторонней помощи организациям по выкупу земельных участков в собственность;

по единому налогу на вмененный доход – сохранение существующего уровня налоговой нагрузки;

по налогу на доходы физических лиц – проведение мероприятий,  способствующих установлению работникам всех отраслей экономики муниципального образования заработной платы в размере не ниже среднеотраслевого уровня, а также недопущению её выплаты «конвертным» способом и образования просроченной задолженности по заработной плате;

по налогу на имущество физических лиц – продолжение работ по выявлению фактов эксплуатации строений, помещений и сооружений, возведенных, но не оформленных в собственность в соответствии с действующим законодательством, и принятию мер по своевременной государственной регистрации таких объектов;

развитие и совершенствование дальнейшего взаимодействия с налоговыми органами по вопросам улучшения налогового администрирования в целях повышения уровня собираемости налогов и сборов, сокращения недоимки, усиления налоговой дисциплины налогоплательщиков, а также по вопросам легализации заработной платы наемных работников и доведению официальных доходов до величины прожиточного уровня и среднего уровня заработной платы, характерной для соответствующей отрасли.

Прогноз поступления доходов на среднесрочную перспективу производился с учетом:

параметров прогноза социально-экономического развития Палласовского муниципального района;

фактических начислений  за 2014 год;

роста собираемости налогов;

погашения недоимки по налогам;

поступлений от структурных подразделений организаций.

На 2015 год и прогнозный период 2016-2018 годов внесения изменений по местным налогам не планируется.

 

Денежные доходы и расходы населения. Суммарный объем денежных доходов населения в 2014 году составил 4720,3 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом он возрос на 6,75 процента.

         Увеличение доходов населения связано с увеличением практически всех составляющих денежных доходов: фонда заработной платы, социальных трансфертов, доходов от собственности и т.д.   Увеличение объемов полученных доходов от предпринимательской деятельности связано в первую очередь с изменением  числа ИП  с   789 единиц  на начало  2014г. до  809 - на начало 2015г.

        Доля денежных доходов населения от оплаты труда (включая скрытую заработную плату)  в общем объеме доходов составила в 2013 году 35,8 процентов или в абсолютном выражении – 1583,499 млн. руб., что на 27,9 млн. руб. больше чем в 2012 году. В 2014 году данный показатель вырос на 7,6% или 119,8 млн. руб. и составил 36,1% от общей суммы доходов.   

В 2015 году, по оценке,  фонд оплаты труда  возрастет на 3,5 процентов к уровню 2014 года и составит 1762,9 млн. рублей и далее прогнозируется рост к 2018 году на 18 процентов или 308,4 млн. руб.

        Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника за январь-май 2015г. составила 19 091 руб. или 107 процентов к уровню аналогичного периода 2014 года.  При этом самый низкий уровень заработной платы остается  в сельском хозяйстве – 12552 руб. (108,1% к уровню 2014 г.)  На 1 июля 2015г. задолженность по выплате заработной платы в организациях Палласовского муниципального района  отсутствует.

          Второй по значимости составляющей  в денежных доходах населения является выплата пенсии (2013г. – 29,3% от общей суммы доходов, 2014г. – 28,8%).   Более 28 процентов  жителей Палласовского муниципального района являются  пенсионерами (в целом по области – 29,6%).  В районе проживает 1,5% пенсионеров области. В декабре 2014 года номинальный размер месячной пенсии по сравнению с декабрем 2013 г. увеличился на 8,2% (на 650 рублей).  Реальный размер пенсии за этот период уменьшился на 3,4%.  В июне 2015 г. номинальный размер месячной пенсии по сравнению с декабрем 2014г. увеличился на 10,6% (на 914 рублей). Реальный размер пенсии за этот период увеличился на 2,1%. Увеличение  среднего размера назначенной месячной пенсии в феврале произведено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 40  «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии». Увеличение среднего размера назначенной месячной пенсии в апреле произведено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 247 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий.

       В 2015 году, по оценке,  продолжится рост денежных доходов населения по сравнению с  2014 годом.  На формирование денежных доходов будет оказывать влияние деловая и предпринимательская активность населения. Среднемесячные доходы на душу населения в 2015 году при этом увеличатся на 4,9 процентов  по сравнению с 2014 годом и составят 9926,05 руб.        

       По прогнозу в 2016 году продолжится рост денежных доходов населения. Их объем увеличится на 9,99 процентов к уровню 2014 года.  Среднемесячные доходы на душу населения   в 2016 году составят 10459,5 рублей  и увеличатся по  сравнению  с  2014  годом на  10,57 процентов.

        До 2018 года сохранится тенденция роста денежных доходов населения. В 2017 году они возрастут на 15,96 процентов к уровню 2014 года, а в 2018 - на  22,3 процентов к уровню 2014 года.  Среднемесячные доходы на 1 жителя района составят в 2017 году  11058,99 рублей, в 2018 году – 11688,74 рублей и возрастут к 2014 году  на 16,9 процентов и  23,6 процентов соответственно.

В целом нужно отметить, что, несмотря на положительную динамику роста доходов населения, для большей части они остаются низкими. Значительная часть населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума, продолжает находиться в сложных жизненных условиях. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2013 г. и 2014 г.  составила 37,2 процентов, к  2018 году ожидается снижение до 36,7 процента.    В 2016-2018 годах продолжится работа по поддержанию уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, а также  иных категорий граждан района в виде выплат социальных пособий, компенсаций, субсидий и оказания социальных услуг, субсидий  жилищно-коммунальных услуг.

         Общий объем денежных расходов населения увеличится в 2017 году на 15,8 процента, а в 2018 году - на 20,7 процентов к уровню 2014 года.

        С 2010 года произошло изменение структуры расходов населения. Если в 2010 году население района потратило 95 процентов своих доходов, то в 2014 году  – 89,3 процентов. К 2018 году ожидается незначительное изменение – 88,1 процентов.

     Суммарный объем денежных расходов населения в 2014 году составил 4213,511 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом он возрос на 15,6 процентов. В расчете на 1 жителя района среднемесячные денежные расходы населения в 2013 году составили 7214,6 рубля,  что  на  5,6 процентов больше уровня 2012 года, в 2014 году – 8443,98 руб. или  на 17% больше  уровня 2013г. Превышение доходов над расходами населения в 2014  году составило 506,8 млн. рублей.

           Из общего объема денежных доходов на покупку товаров и оплату услуг в 2014 году населением района израсходовано 3061,85 млн. рублей или 72,7 процентов расходов. По оценке, в 2015 г. денежные расходы и сбережения населения увеличатся на 5,56 процентов к 2014 году и составят 4447,888 млн. рублей. При этом большая часть  будет израсходована на покупку товаров и оплату услуг (73,5 процента расходов).

           Объем денежных расходов населения в 2018 году увеличится на 20,7 процентов по сравнению с 2014 годом. По-прежнему основная часть денежных расходов населения будет направлена  на покупку товаров и оплату услуг.

Принимаемые меры по созданию условий роста доходов населения на основе развития занятости населения и повышения заработной платы,  усиление мер социальной поддержки малоимущих категорий граждан и семей с детьми будут способствовать  снижению уровня бедности населения района, в результате в прогнозируемый период численность населения района с денежными доходами ниже прожиточного минимума снижается   и к концу 2018 году достигнет уровня 36,7 процентов от всего населения района.

 

Трудовые ресурсы. Занятость населения.  В 2014 году уровень зарегистрированной безработицы составил 1,8 процентов, ожидаемый уровень 2015 года составит 1,9 процентов. По прогнозу, до 2018 года существенных изменений уровня безработицы не ожидается.

           На 01.01.2014г. в органах службы занятости состояло на учёте 467 граждан из числа безработных, на 01.01.2015г. число безработных граждан изменилось в сторону уменьшения и составило 412 человек (88,2% к 01.01.2014г.), На 01.01.2016г. число безработных по прогнозу составит 435 человек.

            В течение 12 месяцев 2014 года Палласовской службой занятости населения признано безработными 771 человек, что составило 70,4% к 2013 году.  В  текущем периоде 2015 года численность граждан, признанных безработными снижается (92,4% к 1-му полугодию 2014 года).

           Из общего количества граждан, зарегистрированных в качестве безработных в январе-декабре месяце 2014 года, составляют:

- молодёжь, в возрасте 16-29 лет – 170 человек;

- женщины – 399 человек;

- граждане, относящиеся к категории инвалидов – 34 человека;

- жители сельской местности – 535 человек.

К концу июня 2015 г. в Палласовском муниципальном районе (по данным Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области) за содействием в поиске подходящей работы в государственное учреждение службы занятости обратилось 335 незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 322 человека имели статус безработного. В июне 2015 г. получили статус безработного 42 человека, или на 16 человек (на 27,6%) меньше, чем в июне 2014 г.  За июнь 2015 г. трудоустроено 39 безработных (в июне 2014 г. -22).  К концу  июня 2015 г. нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной  службы занятости, на одну заявленную вакансию  составила 1,5 человека (в июне 2014 г. – 1,2).  Потребность работодателей в работниках на конец июня 2015 г. составила 231 человек (в июне 2014 г. – 311).

Численность трудовых ресурсов района  в 2018 году составит 25,25 тыс. человек, что превысит показатель  2014 года на 0,16 тыс. человек.

Если проанализировать состав трудовых ресурсов 2015 года, то можно отметить по сравнению с 2014 годом незначительное увеличение на 0,56 процента численности лиц, занятых в экономике, и к 2018 году этот показатель составит 21,54 тыс. человек (увеличение на 116 человек).

           Формирование ситуации на рынке труда в 2016-2018 годах будет происходить под влиянием последствий кризисных явлений в экономике (выраженной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы), а также сохранением до настоящего времени следующих неблагоприятных тенденций, сложившихся в предыдущие годы:

- концентрации спроса рабочей силы преимущественно в городском поселении;

- достаточно низкой трудовой мобильности безработных граждан в целом по району (но при этом высокой возможностью нерегулируемого оттока трудоспособного населения из сельских поселений, в т.ч. и в другие регионы страны);

- высокого уровня безработицы граждан, проживающих в сельской местности;

-образования дефицита квалифицированной рабочей силы.

Работа с незанятым населением будет продолжена по следующим направлениям:

- трудоустройство на постоянные и временные рабочие места;

-обучение, переобучение, повышение квалификации;

-оплачиваемые общественные работы;

-профконсультационные и профориентационные услуги.                     

          

Образование. На территории Палласовского муниципального района функционируют 30 общеобразовательных организаций, в том числе 9 начальных (8-сельские малокомплектные), 5 основных и 16 средних общеобразовательных школ, в которых обучаются 4767 учащихся. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году     по отношению к 2014-2015 году больше   на  143  ученика.    Удельный вес обучающихся в первую смену в общеобразовательных учреждениях составляет   82,79%,  в 2016 году-85,14%.   Соотношение обучающихся в первую и во вторую смену в общеобразовательных учреждениях по отношению к 2016 году и на плановый период  изменится в сторону увеличения удельного веса обучающихся в 1 смену при условии введения в эксплуатацию нового здания МКОУ  «Краснооктябрьская СОШ» (2016 г.), реконструкции МКОУ «Эльтонская СОШ», «Кайсацкая СОШ», СОШ № 11, СОШ № 17 г. Палласовки (2017-2018 г.г.) в соответствии с «дорожной картой».

             В 2015-2016 учебном году в стадии ликвидации будут находиться начальные  малокомплектные школы в х. Худушный, Ершов, Куликов.

             В районе создано единое образовательное пространство. Успешно реализуются  программы дошкольного образования в 16 детских садах (6 в городе и 10 в сельских поселениях).  В 4 общеобразовательных учреждениях работают 12 дошкольных групп в режиме полного дня.

            В 3 школах и 2-х учреждениях дополнительного образования детей созданы  группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Функционирует Центр развития ребенка «Смайлик» с группой кратковременного пребывания  по подготовке детей в школу. Процент охвата детей от 3 до 7 лет  дошкольным образованием к началу 2016  году составит  100  %.   

          Ежегодно на финансирование образования в районе выделяется более 400,000 млн. руб. Наибольшая доля расходов приходится на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования детей. 

          Дополнительно из муниципального бюджета были выделены денежные средства на мероприятия по энергосбережению   900,0 тыс. руб. в 2015 году, на установку тахографического оборудования на школьные автобусы – 300,0 тыс. руб., на ремонт здания МКДОУ «Золотаревский детский сад» и приобретение мебели – 1227,7 тыс. руб.

  Произведена замена котлов в котельных МКОУ «Венгеловская ООШ», «Староиванцовская ООШ».

 На реализацию муниципальной программы Палласовского муниципального района «Развитие образования» на 2014-2016 годы израсходовано средств в 1 полугодии 2015 г. на сумму 218960,8 тыс. руб., в т.ч.:

-по подпрограмме 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» - 247,4 тыс. руб.;

- по подпрограмме 2 « Обеспечение функционирования системы образования и прочие мероприятия в области образования» - 218713,4 тыс. руб.

В рамках подпрограммы 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» средства израсходованы на повышение квалификации и профессиональную подготовку руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций на сумму- 247,4 тыс. руб.

В рамках подпрограммы 2 «Обеспечение функционирования системы образования и прочие мероприятия в области образования» средства израсходованы:

- на  функционирование системы дошкольного образования и обеспечение детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях в сумме 44535,9 тыс. руб.,;

- на  функционирование системы общего образования и дополнительного образования детей в сумме – 165235,4  тыс. руб.;

            Охват детей дополнительными образовательными программами в 2016 году  составит 96 %. 

         В рамках долгосрочной муниципальной программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Палласовском муниципальном районе на 2014-2016 годы»  в МКОУ СОШ № 17 г. Палласовки произведен монтаж пандуса. На проведение ремонтных работ по обеспечению беспрепятственного доступа в ОУ из федерального бюджета выделено 6147500 рублей: МКОУ СОШ № 2 г. Палласовки – 1536900 руб., МКОУ СОШ № 11 г. Палласовки – 1536900 руб., «Савинская СОШ» -1536800 руб., МКНОШ № 1 г. Палласовки – 1536900 руб.

            С 2016 по 2020 год все образовательные организации района будут частично избирательно доступны для инвалидов всех групп.       

Основными приоритетными задачами в сфере образования Палласовского  муниципального района остаются:

1.Обеспечение доступности качественного образования всех детей, проживающих на территории Палласовского  района.

2. Развитие системы оценки качества образования, проведение ЕГЭ, ГИА в новой форме.

3.Совершенствование работы с кадрами через систему повышения квалификации и переподготовки.

4.Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

5. Развитие системы дошкольного и дополнительного образования детей.

6.    Создание условий для безопасного и комфортного пребывания  обучающихся и 

 воспитанников в образовательных учреждениях, повышать эффективность     профилактической работы по предупреждению детского травматизма.

7.    Создание  механизмов  для  участия общества в управлении образованием, контроле и оценке качества образования.

8.     Развитие инновационной опытно-экспериментальной деятельности педагогов на основе использования информационно-коммуникационных технологий, сетевого взаимодействия.

9.         Реализация  государственных программ общего и дополнительного образования, осуществлять поэтапный переход на государственные образовательные стандарты второго поколения.

10.    Использование эффективных  форм работы по раннему выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей на основе  использования ресурсов дополнительного образования и  педагогического потенциала лучших учителей.

11.     Реализация  мер, направленных на энергосбережение всех видов топливно-энергетических ресурсов в образовательных учреждениях.

 

Культура.   Культура - важнейшее условие свободного, разностороннего воспитания и развития личности, один из основополагающих факторов социально-экономического развития государства и становления гражданского общества.

           На территории Палласовского муниципального района  функционируют 53 учреждения культуры:  29 учреждений клубного типа являются структурными подразделениями МКУ «Палласовский межпоселенческий районный культурный центр», в т.ч. районный Дом культуры, 14 сельских ДК, 14- сельских клубов; МКУК «Палласовская межпоселенческая централизованная библиотечная система», объединяющая 20 филиалов в сельских и городском поселениях, а также районные центральную и детскую библиотеки; МКУК «Палласовский районный историко-художественный музей», МБОУ ДОД «Палласовская детская школа искусств».

           В прогнозируемом периоде  основной целью в области культуры является обеспечение повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения  путем  увеличения роста качества предоставляемых услуг.

         В целях сохранения культурного потенциала района в 2015-2018 годах ставятся следующие задачи: сохранение инфраструктуры объектов культуры; сохранение традиционных культур народов, проживающих в Палласовском муниципальном районе; развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и любительского творчества; укрепление материально-технической базы объектов культуры. Основные результаты культурной деятельности выражаются в доступности и расширении предложений населению культурных благ и информации в сфере культуры;  в   создании   благоприятных   условий   для   творческой   деятельности, освоении новых форм и направлений культурного обмена.


Здравоохранение. Состояние здравоохранения Палласовского муниципального района характеризуется стабильной работой лечебно-профилактических учреждений, направленной на дальнейшее реформирование системы оказания медицинской и лекарственной помощи населению района в целях обеспечения конституционных гарантий по охране здоровья граждан. Для достижения поставленной цели в районе функционирует  государственное  бюджетное учреждение здравоохранения «Палласовская центральная районная больница.  В состав ГБУЗ «Палласовская ЦРБ»  входят: противотуберкулезный диспансер, 3 участковые  больницы, поликлиника на 600 посещений в смену и стоматологическая поликлиника на 100 посещений в смену в г. Палласовка , 2 врачебные амбулатории и 22  ФАПа.

На начало 2015 года в учреждении работают 67 врачей, 332 человек среднего медицинского персонала, 266 человек младшего и прочего персонала.

Однако, несмотря на постоянную совместную работу органов местного самоуправления и руководства учреждения здравоохранения,  на сегодняшний день по-прежнему обеспеченность медицинскими кадрами – врачами  остается низкой -  16,1 на 10 тыс. человек населения. Потребность в специалистах-врачах в учреждениях здравоохранения Палласовского муниципального района составляет 20 человек.  Для улучшения кадрового обеспечения учреждения, продолжается  работа с ГБОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет" и ГБО СПО "Волгоградский медицинский колледж".

В 2015 году планируется заключить договора по  программе «Земский доктор» с врачом - педиатром, двумя врачами - терапевтами для работы в Гончаровской и Степновской амбулаториях, Эльтонской УБ.

Молодым специалистам, прибывшим в район, предоставляются следующие социальные гарантии: обеспечивается оплата жилья социального найма, работающим на селе обеспечивается выплата 25 % надбавки к окладу, оказывается помощь по участию в программах «Социальное развитие села», «Жилье молодым», обеспечиваются выплаты единовременного пособия и ежемесячных выплат, в соответствии с  Законом Волгоградской области от 26.11.2004 года № 964-ОД "О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области". Обеспечиваются выплаты единовременного пособия и ежемесячных выплат в соответствии с условиями Коллективного договора на 2013-2016г. молодым специалистам, работающим в городе. Большие надежды возлагаются на программу «Земский доктор», финансирование которой планируется  в 2014 – 2015 годах за счет средств областного бюджета,  предоставляющую выплату  в размере 1 млн. рублей для приобретения жилья на селе молодым специалистам – врачам, выплату в размере 500,0 тыс. руб. молодым специалистам среднего звена. С целью оказания первой помощи и обеспечения связи с центральными районными больницами, осуществляется развитие института домовых хозяйств в отдаленных населенных пунктах, не имеющих медицинских учреждений. Всего организовано 17 домовых хозяйств.

В среднесрочной перспективе планируется дальнейшая оптимизация длительности пребывания больных в стационаре и уровня госпитализации в связи с внедрением стандартов оказания медицинской помощи, что приведет к уменьшению объемов стационарной медицинской помощи и увеличению объемов амбулаторно-поликлинической помощи; снижению объемов оказания скорой медицинской помощи и объемов стационарозамещающей медицинской помощи.

 

Охрана окружающей среды.  Состояние окружающей среды влияет на качество жизни и здоровье населения Палласовского муниципального района, чье безопасность и комфортные условия проживания могут быть обеспечены при условии поддержания равновесия между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей природной среды.

      Снижение в 2014 году сумм инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды, связано с неполным исполнением подрядчиками мероприятий по расчистке русла р. Торгун (всего на 5,2 млн. руб. из запланированных 15,5 млн. руб., полностью за счёт средств федерального бюджета). Остаток средств, в размере 10,3 млн. руб., предусмотренных для этих целей государственной программой Волгоградской области «Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод на территории Волгоградской области» на 2014-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Волгоградской области от 30.08.2013г. № 453-п, будет освоен подрядчиком при завершении запланированного мероприятия в 2015 году.

Также, в 2014 году инвестируемые средства районного бюджета были сокращены на 0,38 млн. руб., в связи с изменениями, внесёнными в ведомственную целевую программу «Улучшение экологического состояния Палласовского муниципального района Волгоградской области» на 2014-2016 гг.», постановлением Администрации Палласовского муниципального района от 20.04.2015г. № 288 «О внесении изменений в Постановление Администрации Палласовского муниципального района от 01.11.2013г. № 1375 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Улучшение экологического состояния Палласовского муниципального района Волгоградской области» на 2014-2016 гг.».

В пункте «Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников» указаны цифры на основании данных статистических отчётов основных предприятий–загрязнителей формы  2-ТП (воздух). Уменьшение объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2014г. произошло в связи с уменьшением капитальных ремонтов газопровода Палласовского ЛПУМГ.

В пункте «Объём водопотребления» указаны цифры фактически потреблённой районом воды, на основании данных Палласовского филиала ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз».

     В настоящее время экологическое состояние земель района неоднозначное, возрастает количество несанкционированных свалок, земельные участки, отведенные под временное складирование твердых бытовых отходов приводятся в соответствие нормам экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.

         В рамках реализации пилотного проекта Волгоградской области: «Создание системы по переработке и утилизации твёрдых бытовых отходов», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2011г. № 1493-р, на территории Волгоградской области разработана и утверждена постановлением Правительства Волгоградской области от 04.12.2013г № 686-п государственная программа Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» на 2014-2020 годы». Согласно включённой в вышеобозначенную государственную программу подпрограммы «Обращение с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Волгоградской области»,  в Палласовском муниципальном районе предусмотрено строительство межмуниципального полигона ТБО с мусоросортировочным комплексом.

          В качестве инвестора (концессионера) определена организация ООО «Чистый город», с которой заключено соглашение о намерениях создания на территории Палласовского муниципального района полигона ТБО.

         С муниципальными районами, участвующими в данном проекте, заключены соглашения о сотрудничестве по вопросам организации и переработки бытовых и промышленных отходов.

          Разработана и утверждена единая для муниципального района дорожная карта по организации сбора и вывоза ТБО и КГО (крупногабаритных отходов) с территории Палласовского муниципального района на межмуниципальный объект приёма и размещения отходов. Согласно данного документа, на территории городского и сельских поселений в период III-IV кв. 2015г. главами поселений будет проработан  вопрос по определению оптимального количества бункеров (контейнеров) и площадок с твёрдым покрытием для их установки, а также будут определены ответственные за их эксплуатацию лица.

         На сегодняшний день разработана схема удаления твёрдых коммунальных (бытовых) отходов с территории населённых пунктов муниципального района.  

Экологическая культура в современном обществе приобретает все более важное значение. Для безопасного будущего района,  необходимы отказ от практики потребительского отношения к окружающей среде, поддержание естественных биохимических циклов самовосстановления, скорости которых во много раз медленнее техногенных процессов, осознание ограниченности способности биосферы,  участие каждого человека в вопросах охраны окружающей среды. Это возможно достичь, целенаправленно повышая уровень экологической культуры населения.

В рамках работы по экологическому просвещению и воспитанию проводится информирование населения о состоянии и проблемах окружающей природной среды, изменениях в законодательстве. Статьи экологической тематики публикуются в газете «Рассвет», информация размещается на официальном сайте администрации района. В школах района ежегодно проводятся тематические семинары, лекции об экологической опасности и охране окружающей среды.

Количество различных акций планируется увеличивать из года в год с целью все большего вовлечения общественности в решение экологических проблем.

Последние несколько лет жители района на себе ощущают недостаток в водных ресурсах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд. Причиной этому являются не только природные условия района, но и сложившаяся система финансирования из Областного бюджета на затраты, связанные с подачей воды поселениям района.

         Сложившаяся потребность в водных ресурсах (не нормативная) составляет объем в пределах 14 млн. м3 воды в год, что составляет в денежном выражении 30,0 млн. руб. Фактически в 2013 году было выделено средств из областного бюджета 17,0 млн. рублей, По этим причинам, часть поселений испытывают недостаток в воде для хозяйственно- бытовых нужд.

          Объемы подачи воды для питьевого водоснабжения населения (имеется в виду водоснабжение от очистных сооружений х. Старая балка) в целом удовлетворяют потребности населения. Всего за 2014 год было реализовано воды 728,7   тыс. м3.

В Палласовском муниципальном районе обеспечение подачей питьевой воды для населенных пунктов занимается МУП «Палласовский Водоканал». Мощность водопровода 12,5 тыс. куб. м. в сутки, который подает воду в. г. Палласовка и  в 5 сельских населенных пунктов, ООО «Водник» подает воду  в с. Савинка,  МУП «Кристалл»-  в п. Эльтон. Системы централизованного водоснабжения имеются в г. Палласовка и 10 населенных пунктах, 3 населенных пункта обеспечиваются водой из артезианских скважин. Для  обеспечения жителей остальных муниципальных образований технической водой используются искусственные  водоемы - «копани». Данные системы водоснабжения номинально являясь поливочными, обеспечивают хозяйственно-бытовые и питьевые нужды населения. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 430,0 км, износ которых составляет более 80%.                                          

           В городском поселении г. Палласовка протяженность водопроводных сетей составляет 125,6 км., в сельских поселениях – 304,4 км. Проводя мероприятия по подготовке водопроводного хозяйства к зиме, было  заменено  1000 п.м. ветхих водопроводных сетей.  На эти цели из бюджета городского поселения было направлено –1,7 млн. руб.

 

Политика социально-экономического развития района. Политика социально-экономического развития района осуществляется на основании программы социально-экономического развития Палласовского муниципального района на 2014-2016 годы.

           Программные мероприятия направлены на преодоление кризисных явлений в экономике, стабилизацию социально-экономического положения и комплексное развитие экономики и социальной сферы района и, как следствие, повышение уровня жизни населения. В них отражены специфические особенности развития района, связанные с  низким уровнем промышленного потенциала, а также с особенностями природно-климатических условий, учитывается уровень развития социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

            В соответствии с постановлением  Правительства Волгоградской области от 10 июня  2013  г. № 288-п  проводится ежеквартальный мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области. В результате этого  проводится системное исследование результативности управления,  принятие оперативных решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления.

           В целях системного исследования результативности управления муниципальными образованиями  Палласовского муниципального района проводится ежеквартальный мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городского и сельских поселений Палласовского муниципального района.

        Для обеспечения органов власти данными об экономическом потенциале городского и сельских поселений проводится ежегодная паспортизация.

        Продолжится работа по повышению эффективности использования муниципальной собственности и увеличению доходов от ее использования.

        Администрацией Палласовского района продолжится работа по обеспечению эффективных механизмов устойчивого развития района на долгосрочную перспективу в рамках единой государственной экономической политики, направленной, в первую очередь, на обеспечение нормальных условий жизни населения.

         Предусматриваемые меры позволят сохранить позитивные тенденции социально-экономического развития района, продолжающиеся с 2000 года, и создать условия для обеспечения качественного развития экономики, социальной сферы на период до 2018 года.

        Основные показатели прогноза социально-экономического развития Палласовского муниципального района на 2016 год и плановый период 2017 и 2018  годов прилагаются.


Показатели прогноза социально-экономического развития Палласовского муниципального района на 2016  год и на плановый период 2017 и 2018 годов - скачать.